Цель тренинга: коррекция агрессивного поведения через формирование и закрепление социально приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими.
Задачи тренинга:
- знакомство участников тренинговой группы;
- расширение информации о собственной личности, осознание своих потребностей, анализ и оценка собственного поведения;
- отреагирование негативных эмоций и обучения приемам регулирование своего эмоционального состояния;
- обучение альтернативным способам поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов в ситуации, провоцирующих агрессию;
- формирование положительных установок в общении со сверстниками.
Разработанная программа рассчитана на участников в возрасте от 15 до 23 лет, состоящая из 9 занятий, каждое из которых занимает около 2 часов требуемого для проведения времени. Программа рекомендуется проводить 2 раза в неделю. Наиболее оптимальный по численному составу является группа из 10-12 человек.
Основной формой работы избран социально-психологический тренинг как метод преднамеренных изменений психологических особенностей человека, способствующий организации полноценного продуктивного взаимодействия его участников в практической деятельности и межличностных отношениях, создающих возможности для более полного самопознания и самоопределения.
Содержание программы
Программа тренинга «модификация агрессивного поведения» делится на три основных этапа.
На первом этапе происходит знакомство участников тренинговой группы; расширении информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения; осознание и оценка своего поведения и его последствий, как для самого участника, так и для окружающих его людей
Второй этап предполагает совместный поиск и обучение альтернативным способом поведения и эмоционального.
На третьем этапе осуществляется закрепление социально приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими; происходит осознание расширения собственных возможностей в социальной жизни в связи с отказом от агрессивного поведения.
Данная программа опирается на ряд принципов:
1. Принцип добровольного участия в работе;
2. Принцип «я – высказываний»;
3. Принцип «не перебивать, когда говорит другой»;
4. Принцип толерантности по отношению к другим членам группы;
5. Принцип симпатии в участии – участник должен чувствовать себя в полной безопасности. Психолог оказывает поддержку и сам, не навязываясь и, организует её со стороны других участников;
6. Принцип конфиденциальности.
Занятия имеют чёткую структуру, состоящие из нескольких взаимосвязанных частей, а именно:
1. Ритуал приветствия позволяет сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
2. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние участников, уровень их активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.
3. Основное содержание занятия – совокупность функциональных упражнений и техник.
4. Рефлексия занятия предполагает участниками две оценки занятия: эмоциональную (понравилось - не понравилось) и смысловую (почему это важно для каждого конкретно, зачем и чему мы научились, что запомнилось больше всего).
5. Ритуал прощания – смысловое завершение занятий.
Данная программа состоит их модифицированных упражнений, основой для которых стали работы таких психологов, как А.С.Прутченков, Д.У.Джоферсон, Е.К.Малютова, Г.Б.Манина и Е.В.Ессенакис.